На сегодняшний день рынок оказания юридических услуг в России ничем не урегулирован. Особенно это касается рынка оказания услуг физическим лицам. Дискуссия по данному поводу ведется давно и способы урегулирования данной проблемы предлагаются разные. Адвокатское сообщество предлагает запретить професииональную деятельность в данной области кому либо кроме адвокатов. Некоторые юристы предлагают организовать СРО. На мой взгляд, оба способа не решат данную проблему, а вызовут или монополизацию данного рынка, или же рост цен. Ниже предлагается разработанный на базе одного из проектов закона, проект на совершенно другой идее. Я не считаю данный проект, идеальным и собственно выкладываю его на обсуждение, дабы услышать мнение уважаемого юридического сообщества. На мой взгляд, реализованная в данном проекте идея учитывает многие проблемы существующие в оказании услуг в области юриспруденции сегодня и поможет сильно сократить число недобросовестных игроков на таковом. Жду ваших комментариев и мнений по данной идее. На единоличное авторство не претендую, а посему предлагаю  всем желающим всерьез поучаствовать в доводке и шлифовке данного проекта.  При наличии  предложений, список соавторов вставлю чуть ниже. 

 

                                                                                   П Р О Е К Т


                                                                          Федеральный закон
                                           «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации»

 

Авторы: 


Статья 1. Предмет регулирования.
Настоящий федеральный закон регулирует общественные отношения, связанные с оказанием на территории Российской Федерации квалифицированной юридической помощи, и направлен на обеспечение конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи в соответствии с частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации.
Настоящий федеральный закон не распространяется на государственные юридические бюро, осуществляющие деятельность по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам.

Статья 2. Квалифицированная юридическая помощь.
Под квалифицированной юридической помощью понимается любая самостоятельная деятельность по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг на территории Российской Федерации. Под юридическими услугами понимается, в частности:
а) консультирование по вопросам права и разъяснение основанных на действующем законодательстве прав и обязанностей юридических и физических лиц как в устной, так и в письменной форме;
б) подготовка и составление любых юридически значимых документов, в том числе заявлений, жалоб, ходатайств;
в) представительство и защита интересов юридических и физических лиц в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве,
г) представительство и защита интересов юридических и физических лиц в арбитражном судопроизводстве и иных процедурах разрешения споров субъектов хозяйственной деятельности;
д) защита и представительство в уголовном судопроизводстве;
е) защита и представительство в производстве по делам об административных правонарушениях;
ж) представительство и защита интересов юридических и физических лиц в третейском суде, международном коммерческом арбитраже и иных органах разрешения конфликтов;
з) представительство и защита интересов юридических и физических лиц в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
и) представительство и защита интересов юридических и физических лиц в связи с выборами в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
к) представительство и защита интересов в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, в отношениях с юридическими и физическими лицами на территории иностранных государств, в международных организациях и международных судебных органах, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных организаций и международных судебных органов или международными договорами Российской Федерации;
л) проведение юридически значимых процедур по юридическому обеспечению предпринимательской деятельности юридических и физических лиц, в том числе составление договоров и иных документов, правовое обеспечение проведения торгов;
м) юридическое сопровождение и обеспечение соответствия закону всех видов сделок, в том числе связанных с возникновением, переходом и прекращением права собственности, защитой имущественных и личных неимущественных прав;
н) участие в качестве представителя в исполнительном производстве;
о) участие в качестве представителя при исполнении уголовного наказания;
п) участие в качестве представителя в налоговых правоотношениях;
р) осуществление субъектами оказания квалифицированной юридической помощи в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных видов деятельности с целью обеспечения или защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц.

Квалифицированная юридическая помощь оказывается на возмездной основе. В случаях, предусмотренных федеральным законом, квалифицированная юридическая помощь оказывается бесплатно для получателя такой помощи с ее оплатой за счет бюджетных средств в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Статья 3. Субъекты оказания квалифицированной юридической помощи.
Субъектами оказания квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе могут быть только физические лица, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации статус адвоката, нотариуса, патентного поверенного, ученую степень кандидата или доктора юридических наук, лицензию юриста-профессионала, а также в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях их профессиональные образования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оказание юридической помощи на постоянной профессиональной основе по пунктам «д» и «о» статьи 2 настоящего Закона, кем либо кроме адвокатов не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оказание юридической помощи на постоянной профессиональной основе в качестве самостоятельного или сопутствующего вида деятельности иными лицами не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Виды юридической помощи, которые вправе оказывать адвокаты, нотариусы или патентные поверенные, особенности их деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе, а также квалификационные требования и критерии для осуществления такой деятельности могут устанавливаться отдельными федеральными законами.
Работники юридических лиц любой организационно-правовой формы, а также юристы, являющиеся работниками органов государственной власти и местного самоуправления, могут оказывать юридическую помощь в рамках своих должностных обязанностей только субъектам, с которыми они находятся в трудовых отношениях. Оказание юридической помощи на постоянной профессиональной основе в качестве самостоятельного или сопутствующего вида деятельности такими работниками не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Иностранные лица допускаются к оказанию квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе на территории Российской Федерации при соблюдении требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами Российской Федерации.
Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие приобретенного в установленном порядке на территории Российской Федерации статуса субъектов оказания квалифицированной юридической помощи и получившие юридическое образование на территории иностранных государств, допускаются к оказанию квалифицированной юридической помощи на территории Российской Федерации только в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и только по вопросам международного права и права тех государств, на территории которых они в установленном порядке признаны в качестве субъектов оказания юридической помощи.
Статья 4. Лицензия юриста- профессионала.
Лицензия юриста-профессионала выдается физическим лицам, получившим в установленном законом порядке высшее юридическое образование в высшем учебном заведении с государственной аккредитацией, в заявительном порядке, бесплатно.
Лицензия юриста-профессионала дает право владельцу данной лицензии на трудовую деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе в любом государственном или частном учреждении по трудовому договору, или самостоятельную деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. В случае осуществления владельцем лицензии деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе в качестве индивидуального предпринимателя, владелец лицензии не имеет права одновременно заниматься иными видами деятельности, приносящей доход.
Лицензия юриста-профессионала выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольно-надзорные функции в области юстиции, Факт выдачи лицензии подтверждается свидетельством о выдаче лицензии юриста-профессионала и удостоверением установленного образца. Сведения о выданных лицензиях включаются в федеральный реестр юристов- профессионалов, находящийся в ведении Министерства Юстиции РФ и свободно доступный для просмотра в сети Интернет.
Форма и вид свидетельства и удостоверения разрабатывается и утверждается Министерством Юстиции РФ. Данные документы в обязательном порядке должны содержать:
а) Фамилию, имя, отчество лица- держателя лицензии
б) индивидуальный номер лицензии
в) дату выдачи и дату окончания действия лицензии
г) отметки о продлении лицензии.
д) отметки о вновь выданном свидетельстве и(или) удостоверении
е) вид лицензии- ограниченная или полная.
ж) при ограниченной лицензии - Фамилию, имя, отчество и индивидуальный номер лицензии юриста- наставника.
з) реквизиты территориального органа федерального органа исполнительной власти выдавшего свидетельство и (или) удостоверение.
и) подпись сотрудника территориального органа федерального органа исполнительной власти выдавшего свидетельство и (или) удостоверение.
к) гербовая печать территориального органа федерального органа исполнительной власти выдавшего свидетельство и (или) удостоверение.
Лицензия юриста-профессионала бывает двух видов: ограниченная и полная. За качество юридической помощи оказываемой юристом-профессионалом с ограниченной лицензией, ответственность, предусмотренную настоящим законом, несет, помимо самого владельца ограниченной лицензии, юрист-наставник.
Лицам, обратившимися за получением лицензии юриста-профессионала впервые, либо более чем через шесть месяцев после прекращения ее срока действия, либо после дисквалификации, выдается ограниченная лицензия юриста-профессионала. Данная лицензия выдается на срок один год и может продляться не более одного раза на тот же срок, при условии осуществления владельцем данной лицензии в период ее действия, деятельности по оказанию юридической помощи на постоянной профессиональной основе. Лицам, не получившим полную лицензию юриста-профессионала в течение указанного срока, повторное обращение за ограниченной лицензией юриста-профессионала, допускается не ранее, чем через один год, после окончания срока действия предыдущей ограниченной лицензии юриста-профессионала.
Полная лицензия юриста-профессионала выдается лицам, имеющим ограниченную лицензию юриста-профессионала, после не менее чем одного года работы по юридической специальности под руководством юриста- наставника, имеющего полную лицензию юриста-профессионала, при условии выдачи таковым рекомендации выдачи полной лицензии юриста-профессионала указанному лицу. Полная лицензия юриста-профессионала выдается сроком на пять лет. Продление срока действия полной лицензии юриста-профессионала может осуществляться неограниченное количество раз на тот же срок.
При окончании срока действия лицензии юриста-профессионала, продление таковой осуществляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольно-надзорные функции в области юстиции, в заявительном порядке, бесплатно, при условии осуществления владельцем данной лицензии в период ее действия, деятельности по оказанию юридической помощи на постоянной профессиональной основе.
Порядок прекращения действия лицензии юриста-профессионала по иным основаниям определяется настоящим Законом.
Деятельность по оказанию юридической помощи на постоянной профессиональной основе, лицами имеющими лицензию юриста-профессионала, является предпринимательской. Имущественная ответственность таких лиц перед потребителями юридических услуг, наступает в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.
Статья 5. Обязательные требования к гражданско-правовому договору между владельцем лицензии юриста- профессионала и потребителем услуг.
В гражданско-правовом договоре между владельцем лицензии юриста- профессионала и потребителем услуг обязательно должны быть отражено:
а) цель, которую хочет достичь потребитель. (с его слов)
б) обстоятельства дела ( с его слов)
в) документы, предоставляемые исполнителю потребителем.
г) вид и способ достижения цели, заявленной потребителем предложенный исполнителем.
д) вид оказываемой услуги.
е) порядок и способ оплаты.
ж) этапы оказания услуги и ориентировочные сроки их окончания.
Потребитель, подписывая договор, должен подтвердить достоверность содержащихся в нем сведений. Сведения, указанные в пунктах «а» и «б» либо пишутся потребителем собственноручно, либо записываются исполнителем с его слов. Данные сведения приобщаются в качестве неотъемлемой части к договору. Данные сведения могут быть в виде письменного документа, аудиозаписи, видеозаписи.

Статья 6. Порядок и условия получения лицензии юриста- профессионала.
Физические лица, указанные в статье 4 настоящего Закона, получают лицензию юриста-профессионала в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольно-надзорные функции в области юстиции.
Ограниченную лицензию юриста-профессионала:
а) впервые, при условии обращения за получением ограниченной лицензией юриста-профессионала, не позднее шести месяцев со дня окончания обучения по специальности «юриспруденция» в высшем учебном заведении с государственной аккредитацией - бесплатно, в заявительном порядке, при предоставлении диплома о высшем юридическом образовании государственного образца, и наличия письменного согласия выбранного им юриста наставника с его подписью, заверенной надлежащим образом;
б) впервые, при пропуске срока, указанного в пункте «а» данной статьи - бесплатно, при условии сдачи ими в любом высшем учебном заведении с государственной аккредитацией квалификационного экзамена по данной специальности и при предоставлении ими в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольно-надзорные функции в области юстиции документа, подтверждающего успешную сдачу данного экзамена и наличия письменного согласия выбранного им юриста наставника с его подписью, заверенной надлежащим образом;
в) повторно, при повторном обращении за ограниченной лицензией юриста-профессионала, после дисквалификации - с оплатой государственной пошлины, при условии сдачи ими в любом высшем учебном заведении с государственной аккредитацией квалификационного экзамена по данной специальности, и при предоставлении ими в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольно-надзорные функции в области юстиции документа, подтверждающего успешную сдачу данного экзамена и наличия письменного согласия выбранного им юриста наставника с его подписью, заверенной надлежащим образом.
Полную лицензию юриста-профессионала:
а) впервые, после получения ограниченной лицензией юриста-профессионала, - бесплатно, и при предоставлении ими в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольно-надзорные функции в области юстиции документа, подтверждающего деятельности по оказанию юридической помощи на постоянной профессиональной основе, а так же рекомендации юриста-наставника с его подписью, заверенной надлежащим образом.
б) при обращении за продлением срока действия полной лицензии юриста-профессионала, не позднее чем за месяц до окончания срока ее действия - бесплатно.
в) повторно, при повторном обращении за полной лицензией юриста-профессионала, после дисквалификации, или после истечения срока ее действия, при наличии ограниченной лицензии юриста-профессионала - с оплатой государственной пошлины, а так же рекомендации юриста-наставника с его подписью, заверенной надлежащим образом.
Статья 7. Отзыв лицензии юриста- профессионала.
Лицензия юриста-профессионала может быть отозвана в следующих случаях:
ограниченная лицензии юриста-профессионала :
а) по заявлению юриста-наставника.
б) судебным решением о дисквалификации владельца лицензии.
в) при осуждении владельца лицензии за умышленные преступления к наказанию связанному с лишением свободы.
г) по окончанию срока действия.
полная лицензия юриста-профессионала:
а) по заявлению юриста-наставника в течении года после получения его подопечным полной лицензии юриста-профессионала .
б) судебным решением о дисквалификации владельца лицензии .
в) при осуждении владельца лицензии за умышленные преступления к наказанию связанному с лишением свободы.
г) по окончанию срока действия.
Статья 7. Порядок отзыв лицензии юриста- профессионала.
Лицензия юриста-профессионала отзывается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольно-надзорные функции в области юстиции. Владелец лицензии в месячный срок предоставляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий контрольно-надзорные функции в области юстиции свидетельство и удостоверение. Свидетельство возвращается бывшему владельцу лицензии, при этом на лицевой стороне свидетельства ставится надпись- «ОТОЗВАНА», заверенная подписью сотрудника территориального органа федерального органа исполнительной власти и гербовой печатью данного территориального органа. Удостоверение при этом изымается. Сведения об отозванных лицензиях, так же включаются в федеральный реестр лицензий юристов- профессионалов, находящийся в ведении Министерства Юстиции РФ и свободно доступный для просмотра в сети Интернет.
В случае уклонения владельца лицензии от предоставления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий контрольно-надзорные функции в области юстиции свидетельства и удостоверения, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий контрольно-надзорные функции в области юстиции размещает сведения об отзыве у данного лица лицензии юриста-профессионала в установленном Министерством Юстиции РФ, Федеральном средстве массовой информации, с включением сведений об отозванной лицензии, в федеральный реестр лицензий юристов- профессионалов, находящийся в ведении Министерства Юстиции РФ и свободно доступный для просмотра в сети Интернет. Данные действия осуществляются после однократного уведомления владельца лицензии по месту его жительства заказным письмом с уведомлением о вручении, содержащим требование предоставления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий контрольно-надзорные функции в области юстиции свидетельства и удостоверения.
Статья 7. Права и обязанности юриста- наставника.
Юристом - наставником может быть юрист, владеющий полной лицензией юриста-профессионала не менее пяти лет. Юрист- наставник контролирует и осуществляет надзор за деятельностью юриста с ограниченной лицензии юриста-профессионала с начала деятельности такового по оказанию юридической помощи на постоянной профессиональной основе в течении периода наставничества и в течении года после получения подопечным полной лицензии юриста-профессионала. Смена юриста-наставника, кроме случая дисквалификации юриста- наставника, не допускается. По истечению срока действия у подопечного ограниченной лицензии юриста-профессионала, юрист-наставник дает, в случае готовности подопечного к самостоятельной деятельности такового по оказанию юридической помощи на постоянной профессиональной основе, письменную рекомендацию подопечному по выдаче таковому полной лицензии юриста-профессионала.
Юрист-наставник имеет право отозвать у подопечного ограниченную лицензию юриста-профессионала, и в течении года после получения подопечным полной лицензии юриста-профессионала,- полную лицензию юриста-профессионала, путем подачи в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий контрольно-надзорные функции в области юстиции соответствующего заявления.
Обжалование отзыва юристом- наставником у подопечного ограниченной лицензии юриста-профессионала, и полной лицензии юриста-профессионала в течении года после получения таковой подопечным, производится в судебном порядке.
Статья 8. Судебный порядок отзыва лицензии юриста- профессионала.
Лицо, которое на основании гражданско-правового договора получало от владельца лицензии юриста-профессионала юридическую помощь, вправе обратиться в суд общей юрисдикции(арбитражный суд) в соответствии с правилами подсудности установленными действующим законодательством, с изъятиями предусмотренными настоящим законом, с заявлением о отзыве лицензии у владельца лицензии юриста-профессионала по причине предоставления таковым некачественных юридических услуг. В данном заявлении должны быть указаны:
а) вид и описание услуги оказанной, по мнению заявителя некачественно.
б) в случае, если предметом является судебное дело (гражданское, административное, арбитражное) наименование, адрес суда, в котором слушалось дело, являющееся предметом претензии, номер данного дела, суть спора и стороны по делу.
в) Фамилию, имя, отчество лица- держателя лицензии и индивидуальный номер лицензии.
г) в чем, по мнению заявителя, заключается некачественность услуги и последствия таковой.
д) требования заявителя о прекращении действия лицензии и о возмещении вреда, если таковой понесен.
К данному заявлению прикладываются судебные акты и иные документы подтверждающие позицию заявителя. Данное заявление рассматривается судом по общим правилам искового производства в гражданском или арбитражном процессе.
Статья 9. Некачественные юридические услуги.
Некачественным оказанием юридических услуг является:
а) неисполнение юристом обязанности по посещению судебных заседаний, если таковая предусмотрена договором, без уважительной причины и уведомления суда о невозможности быть в заседании суда с ходатайством об отложении судебного заседания письменно.
б) гарантия «выигрыша» дела в суде.
в) гарантия присуждения судом судебных издержек в полном объеме.
г) оказание услуги по, заведомо (для юриста), не основанным на законе требованиям.
д) выбор, заведомо, (для юриста), неверного способа достижения цели, заявленной потребителем.
е) оказание услуги, стоимость которой значительно превышает предположительный результат в стоимостном выражении.
ж) увеличение без письменного согласования с потребителем сроков оказания услуги указанных в договоре более чем в два раза.
Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Понятие «заведомости» в целях данной статьи надлежит понимать как игнорирование прямых, не подлежащих толкованию положений закона юристом при определении законности требований и способа достижения цели.

Статья 10. Переходные положения

Лица, которые на момент вступления настоящего Федерального закона в силу в течение не менее двух лет участвовали в деятельности по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица либо единоличных исполнительных органов (их заместителей) коммерческих организаций, оказывающих такие услуги, и которые желают осуществлять самостоятельную деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи на постоянной профессиональной основе в качестве адвокатов, владельцев лицензии юриста профессионала, могут:
а) При условии соответствия требованиям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 9 Федерального Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», приобрести статус адвоката без сдачи квалификационного экзамена, подав заявление о присвоении статуса адвоката с приложением подтверждающих их квалификацию документов в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации по месту своего постоянного жительства. Порядок подачи и рассмотрения такого заявления и состав прилагаемых в нему документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем нормотворческую деятельность в области юстиции. Квалификационная комиссия адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня получения такого заявления проверяет сведения о претенденте и выносит решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката. Претендент приносит присягу, предусмотренную статьей 13 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», и со дня ее принятия получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты. О присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия соответствующего решения уведомляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольно-надзорные функции в области юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение.
б) При условии наличия документов подтверждающих наличие высшего юридического образования, полученного в высшем учебном заведении с государственной аккредитацией, и участие более двух лет в деятельности по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг, а так же соблюдения лицами, действующими в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица требования настоящего Закона о запрещении владельцу лицензии юриста-профессионала, одновременно заниматься иными видами деятельности, приносящей доход, указанные лица вправе получить полную лицензию юриста-профессионала.

Статья 11. Вступление в силу.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его опубликования. Статья 10 настоящего Федерального закона действует в течение шести месяцев со дня вступления настоящего Федерального закона в силу и по их истечении утрачивает силу.
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и связанные с оказанием квалифицированной юридической помощи, подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Впредь до приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты применяются с момента утраты силы статьей 10 настоящего Федерального закона в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Предложить Президенту Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Сейчас нет вложений для отображения

Как нас найти?